Нормативно — законодательная база ведения бухгалтерского учета
12.07.2021 1 Автор : Марина НиколаевнаВ соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. нормативно -законодательная база ведения бухгалтерского учета в России является пятиуровневой.
Первый уровень нормативно - законодательной базы ведения бухгалтерского учета
Основным законом Российской Федерации является Конституция, которая является представителем первого уровня. Кроме того, к первому уровню нормативно — законодательной базы относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс административных правонарушений РФ, Трудовой кодекс РФ и другие основные кодексы Российской Федерации, федеральные законы и т.д.
Гражданский кодекс является основой деловых отношений между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами, а также регламентирует договорные отношения по поводу финансово – хозяйственных операций юридических лиц
Система налогообложения является достаточно сложной системой экономических отношений и обязательств между субъектом и объектом. В целом это совокупность налогов и сборов, установленных в законном порядке в определенном государстве.
Основным документом, регламентирующим порядок начисления и перечисления налогов и сборов, а также процедуры контроля со стороны налоговых органов является Налоговый кодекс РФ.
Глава 1 Налогового кодекса РФ раскрывает вопросы о законодательстве о налогах и сборах, систему налогов и сборов в Российской Федерации, дает определение и пояснение основным понятиям в налогообложении.
В третьем разделе главы 1 Налогового кодекса РФ четко определяются права, обязанности налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц.
Основа налогообложения в России
Исходя из основных понятий освящаются в разделе 4 Налогового кодекса РФ: общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов. С этой целью раскрываются:
- понятия объекта налогообложения;
- порядок определения выручки от реализации товаров и услуг;
- порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- раскрывается понятие «взыскания налога, сборов, страховых взносов, а также пеней, штрафов, в том числе за счет имущества должника».
Налоговому контролю и налоговой декларации отведено место в 5 Главе НК РФ.
По определению, налоговой декларацией называется письменное заявление или заявление налогоплательщика в электронной форме (предается по специальным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Вторым вариантом является использование при передаче декларации личного кабинета налогоплательщика).
Декларация содержит информацию:
- об объектах налогообложения;
- о полученных доходах и произведенных расходах;
- об источниках доходов;
- о налоговой базе;
- о налоговых льготах;
- об исчисленной сумме налога и других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 82 раскрывает общие положения о налоговом контроле и учете физических и юридических лиц.
Налоговый кодекс содержит информацию по налоговым проверкам и их особенностям:
- камеральным проверкам;
- выездным проверкам.
Также в Главе 1 НК РФ раскрывается несколько видов налоговых правонарушений и ответственности за них.
Грамотный подход к налогообложению - это важно!
Федеральный закон «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. :
- устанавливает организационные и правовые основы национальной платежной системы;
- регулирует порядок оказания платежных услуг;
- определяет требования к организации и функционированию платежных систем;
- определяет порядок надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
Регулирует платежные отношения в национальной платежной системе Центральный Банк РФ в пределах своих полномочий
Учет на предприятии осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, в соответствии с которым бухгалтерский учет организует руководитель предприятия, который выбирает самостоятельно форму ведения бухгалтерского учета:
- самостоятельно вести бухгалтерский учет;
- организовать бухгалтерию как подразделение;
- пригласить бухгалтера;
- обратиться в специализированную фирму
В роли федеральных стандартов выступают действующие Национальные стандарты ведения бухгалтерского учета и Положения по бухгалтерскому учету, которые в настоящее время выполняют роль Национальных стандартов ведения бухгалтерского учета.
Второй уровень нормативно - законодательной базы ведения бухгалтерского учета
Второй уровень нормативно – законодательной базы ведения бухгалтерского учета – это отраслевые стандарты.
Отраслевые стандарты разрабатываются для каждой отдельной отрасли, например в машиностроении, торговле, морского транспорта, авиастроения, мебельная промышленность, лесная промышленность и другие. Данный список не является полным.
Третий уровень нормативно - законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета
Третий уровень – это нормативные акты Центрального банка РФ.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О правилах осуществления перевода денежных средств» действует с 2012 года.
Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных Положением Центрального банка Российской Федерации «О правилах осуществления перевода денежных средств» распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками
Перечисление налогов и сборов осуществляется безналичными расчетами с расчетного счета предприятия.
В налогообложении важно не только размер налогов, но и время сдачи налоговой декларации.
В соответствии с главой 5 Положения Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П от 19.06.2012 при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика получателю средств, указанному в распоряжении плательщика
По вопросу уплаты налогов и взносов третий уровень нормативного учета играет немаловажную роль.
Четвертый уровень нормативно - законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета – это рекомендации в области бухгалтерского учета. Причем, грамотность ведения бухгалтерского учета оказывает немаловажное влияние на налогообложение деятельности отдельных предприятий в конкретной отрасли. Например, достаточно много рекомендаций в ведении бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, в ведении учета операций, связанных с автотранспортом и т.д.
Пятый уровень нормативно - законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета
Пятый уровень нормативно – законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета на предприятии – это внутренние документы предприятия, которые разрабатываются на базе действующего законодательства.
Надо отметить, что этот уровень нормативно – законодательного регулирования на данный момент не менее важен, чем все остальные. Это связано с тем, что в России развивается нормативно – законодательная база, которая дает выбор на уровне предприятия для применения различных методов и способов ведения учета имущества и обязательств.
Для того, чтобы не было разночтений в методиках ведения учета между бухгалтерией предприятия и проверяющими организациями и чтоб учет велся единообразно в течение всего отчетного периода независимо от того, кто ведет бухгалтерский учет на предприятии, бухгалтерский учет ведется на основании Учетной политики предприятия, которая разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем и обязательна для всех работников предприятия к исполнению.
Именно на уровне предприятия закреплены основные методы и способы ведения бухгалтерского учета. При этом необходимо руководству предприятия учитывать, что положения Учетной политики предприятия не должны расходиться с действующим законодательством.
Важно соблюдение нормативно — законодательной базы при ведении бухгалтерского учета, так как по данным бухгалтерского учета формируется финансовая отчетность (бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств предприятия, Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, статистическая отчетность, отчетность в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и т.д.).
Финансовая отчетность, в свое время, становится базой для изучения эффективности финансово — хозяйственной деятельности конкретного предприятия и развития экономики в целом.
Для того, чтобы пользователи финансовой отчетности крупных предприятий (значимых) были уверены в достоверности финансовой отчетности, к годовой форме финансовой отчетности прикладывается Аудиторское заключение, в котором аудитор подтверждает (или не подтверждает) достоверность финансовой отчетности в основных значимых аспектах, а значит и соблюдение законодательства при формировании финансовой отчетности каждого конкретного аудируемого предприятия.
Экономист по первому образованию и учитель информатики по второму. Преподаю в школе информатику, программирование, сайтостроение, экономику.
Я понимаю, что в одну статью все законодательство не вместишь,. Надеюсь, что продолжение по раскрытию законодательства ведения бухгалтерского учета будет. Вот не совсем понятен второй уровень нормативно — законодательной базы ведения бухгалтерского учета и по четвертому тоже маловато.