Нормативно — законодательная база ведения бухгалтерского учета

12.07.2021 1 Автор : Марина Николаевна
Нормативно — законодательная база ведения бухгалтерского учета

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. нормативно -законодательная база ведения бухгалтерского учета в России является пятиуровневой.

 

Первый уровень нормативно - законодательной базы ведения бухгалтерского учета

Основным законом Российской Федерации является Конституция, которая является представителем первого уровня. Кроме того, к первому уровню нормативно — законодательной базы относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс административных правонарушений РФ, Трудовой кодекс РФ и другие основные кодексы Российской Федерации, федеральные законы и т.д.      

Гражданский кодекс является основой деловых отношений между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами, а также регламентирует договорные отношения по поводу финансово – хозяйственных операций юридических лиц

Система налогообложения является достаточно сложной системой экономических отношений и обязательств между субъектом и объектом. В целом это совокупность налогов и сборов, установленных в законном порядке в определенном государстве.

Основным документом, регламентирующим порядок начисления и перечисления налогов и сборов, а также процедуры контроля со стороны налоговых органов является Налоговый кодекс РФ.

Глава 1 Налогового кодекса РФ раскрывает вопросы о законодательстве о налогах и сборах, систему налогов и сборов в Российской Федерации, дает определение и пояснение основным понятиям в налогообложении.

В третьем разделе главы 1 Налогового кодекса РФ четко определяются права, обязанности налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц.

Основа налогообложения в России

 Исходя из основных понятий освящаются в разделе 4 Налогового кодекса РФ: общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов. С этой целью раскрываются:

  • понятия объекта налогообложения;
  • порядок определения выручки от реализации товаров и услуг;
  • порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • раскрывается понятие «взыскания налога, сборов, страховых взносов, а также пеней, штрафов, в том числе за счет имущества должника».
Нормативно - законодательная база ведения бухгалтерского учета

Налоговому контролю и налоговой декларации отведено место в 5 Главе НК РФ.

По определению, налоговой декларацией называется письменное заявление или заявление налогоплательщика в электронной форме (предается по специальным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Вторым вариантом является использование при передаче декларации личного кабинета налогоплательщика).

Декларация содержит информацию:

  • об объектах налогообложения;
  • о полученных доходах и произведенных расходах;
  • об источниках доходов;
  • о налоговой базе;
  • о налоговых льготах;
  • об исчисленной сумме налога и других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 82 раскрывает общие положения о налоговом контроле и учете физических и юридических лиц.

Налоговый кодекс содержит информацию по налоговым проверкам и их особенностям:

  • камеральным проверкам;
  • выездным проверкам.

Также в Главе 1 НК РФ раскрывается несколько видов налоговых правонарушений и ответственности за них.

 

Налогообложение юридических лиц

Грамотный подход к налогообложению - это важно!

Федеральный закон «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. :

  • устанавливает организационные и правовые основы национальной платежной системы;
  • регулирует порядок оказания платежных услуг;
  • определяет требования к организации и функционированию платежных систем;
  • определяет порядок надзора и наблюдения в национальной платежной системе.  

Регулирует платежные отношения в национальной платежной системе Центральный Банк РФ в пределах своих полномочий

Учет на предприятии осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, в соответствии с которым бухгалтерский учет организует руководитель предприятия, который выбирает самостоятельно форму ведения бухгалтерского учета:

  • самостоятельно вести бухгалтерский учет;
  • организовать бухгалтерию как подразделение;
  • пригласить бухгалтера;
  • обратиться в специализированную фирму

В роли федеральных стандартов выступают действующие Национальные стандарты ведения бухгалтерского учета и Положения по бухгалтерскому учету, которые в настоящее время выполняют роль Национальных стандартов ведения бухгалтерского учета.

Второй уровень нормативно - законодательной базы ведения бухгалтерского учета

Второй уровень нормативно – законодательной базы ведения бухгалтерского учета – это отраслевые стандарты.

Отраслевые стандарты разрабатываются для каждой отдельной отрасли, например в машиностроении, торговле, морского транспорта, авиастроения, мебельная промышленность, лесная промышленность и другие. Данный список не является полным.

Третий уровень нормативно - законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета

Третий уровень – это нормативные акты Центрального банка РФ.

Положение Центрального банка Российской Федерации «О правилах осуществления перевода денежных средств» действует с 2012 года.

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных  Положением Центрального банка Российской Федерации «О правилах осуществления перевода денежных средств» распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками

Перечисление налогов и сборов осуществляется безналичными расчетами с расчетного счета предприятия.

В налогообложении важно не только размер налогов, но и время сдачи налоговой декларации.

В соответствии с главой 5 Положения Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П от 19.06.2012 при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика получателю средств, указанному в распоряжении плательщика

По вопросу уплаты налогов и взносов третий уровень нормативного учета играет немаловажную роль.

Четвертый уровень нормативно - законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета – это рекомендации в области бухгалтерского учета. Причем, грамотность ведения бухгалтерского учета оказывает немаловажное влияние на налогообложение деятельности отдельных предприятий в конкретной отрасли. Например, достаточно много рекомендаций в ведении бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, в ведении учета операций, связанных с автотранспортом и т.д.

Пятый уровень нормативно - законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета

Пятый уровень нормативно – законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета на предприятии – это внутренние документы предприятия, которые разрабатываются на базе действующего законодательства.

Надо отметить, что этот уровень нормативно – законодательного регулирования на данный момент не менее важен, чем все остальные. Это связано с тем, что в России развивается нормативно – законодательная база, которая дает выбор на уровне предприятия для применения различных методов и способов ведения учета имущества и обязательств.

Для того, чтобы не было разночтений в методиках ведения учета между бухгалтерией предприятия и проверяющими организациями и чтоб учет велся единообразно в течение всего отчетного периода независимо от того, кто ведет бухгалтерский учет на предприятии, бухгалтерский учет ведется на основании Учетной политики предприятия, которая разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем и обязательна для всех работников предприятия к исполнению.

Именно на уровне предприятия закреплены основные методы и способы ведения бухгалтерского учета. При этом необходимо руководству предприятия учитывать, что положения Учетной политики предприятия не должны расходиться с действующим законодательством.

Важно соблюдение нормативно — законодательной базы при ведении бухгалтерского учета, так как по данным бухгалтерского учета формируется финансовая отчетность (бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств предприятия, Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, статистическая отчетность, отчетность в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и т.д.).

Финансовая отчетность, в свое время, становится базой для изучения эффективности финансово — хозяйственной деятельности конкретного предприятия  и развития экономики в целом.

Для того, чтобы пользователи финансовой отчетности крупных предприятий (значимых) были уверены в достоверности финансовой отчетности, к годовой форме финансовой отчетности прикладывается Аудиторское заключение, в котором аудитор подтверждает (или не подтверждает) достоверность финансовой отчетности в основных значимых аспектах, а значит и соблюдение законодательства при формировании финансовой отчетности каждого конкретного аудируемого предприятия.