Влияние компьютера на психику подростков (начало)

21.04.2021 0 Автор : Марина Николаевна
Влияние компьютера на психику подростков (начало)

Тема полностью: «Влияние компьютера на психику подростков и оптимизация процесса защиты подростка от компьютерной зависимости.»

Автор: Кузина Кира (ученица 9А класса МБОУ Школа № 75 города Уфа)

Работа на научно-практическую конференцию «Открытие — 2021», прошедшую 21 апреля 2021 года

 

Актуальность темы исследования, цели, задачи

Актуальность темы исследования подчеркивается необходимостью использования компьютеров подростками не только для развлечений, но и для обучения.  Ухудшилось положение в период самоизоляции, когда школьники проводили 100% учебного времени около компьютеров.

Целью работы является изучение влияния компьютеров на подростков и систематизация информации и разработка мероприятий по защите детей от компьютерной зависимости.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • раскрыть понятие и виды компьютерной зависимости;
  • исследовать уровень компьютерной зависимости подростков в МБОУ Школа № 75 города Уфы;
  • раскрыть направления влияния компьютера и выхода в интернет через мобильные устройства на здоровье подростков.

Объектом исследования является взаимодействие подростка с компьютером.

Предметом исследования является защита подростков от компьютерной зависимости.

Методы исследования, использованные в работе: наблюдение, опрос, сравнение, измерение, анализ, дедукция. Применение в работе  статистической обработки данных: сравнение, расчет относительных величин и средних значений.

В процессе работы изучены работы многих авторов. Например, определение компьютерной зависимости дается многими авторами, в том числе присутствуют в работах О.Н. Афанасьева, н.с.Бекшаева, А.А.Задорожного, Е.А.Мамаева, М.В.Жукова, Е.Е.Карповой и других авторов.

С целью обработки статистических данных были изучены методики тестирования и обработки статистических данных Кимберли Янг, скрининговая диагностика компьютерной зависимости Л.Н.Юрьевой и Т.Ю.Больбот, тестирование по методике Г.В.Лозовой на наличие зависимости, С.А.Кулаковой и методики других авторов.

В работе применена скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н.Юрьевой и Т.Ю.Больбот, а также интерпретация данных по той же методике [5].

Обработка информации была проведена статистическими методами.

Практическая значимость работы подчеркивается необходимостью прослеживания интернет-зависимости подростков при постоянной работе с компьютером, в том числе работе и игре в онлайн-игры в сети Интернет.

Понятие и виды компьютерной зависимости

Определение компьютерной зависимости у разных авторов различно.

Причем понятие зависимости, в соответствии со словарем С.И Ожогова, есть «подчинение другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы, навязчивое влечение, переходящее в манию».

Компьютерная зависимость — психологическое расстройство, связанное с пристрастием к компьютерам. Оно проявляется в постоянном проведении времени черед экраном, отказ от общения с людьми и любого рода коммуникаций, раздраженность или гнев при отсутствии доступа к ПК. 

Также под компьютерной зависимостью психологи понимают «нерациональное интенсивное использование компьютера и электронных гаджетов.

Выделяют два вида компьютерной зависимости, которые рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1 — Виды компьютерной зависимости

Выделяют несколько причин компьютерной зависимости:

  • недостаток общения и внимания со стороны сверстников или родителей;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • желание уйти от реальности и забыть о проблемах;
  • низкая самооценка;
  • отсутствие навыка организации свободного времени и досуга.

Также психологи выделяют признаки этого расстройства:

  • раздражение при долгом нахождении без компьютера;
  • предпочтение проведение всего свободного времени перед экраном: прием пищи, развлечение, отдых;
  •  пренебрежение здоровьем;
  •  трата большого количества денег на компьютер;
  • заинтересованность в компьютерной тематике.

Статистика по использованию интернета

Несмотря на то, что единой статистики по использованию интернета нет, существуют отдельные исследования, в том числе в России, которые позволяют сделать вывод о постоянно возрастающему интересу к сети интернет со стороны массового населения, в том числе со стороны детей и подростков.

Данные статистики по всемирной паутине, собранные Ю. Сергеевой говорят о росте потребителей информации сети Интернет, что рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 — Статистика интернета в мире 2018-2020 годах

Исходя из данных таблицы 2 видно, что все больше людей проводят свое время в сети интернет, причем не только свободное, но и рабочее время. Все больше задач решается при помощи сети интернет и современных технологий и это можно назвать положительной тенденцией.

В мире количество интернет-пользователей постоянно возрастает, причем технологии производства мобильных телефонов способствуют расширению аудитории интернета.

По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, (ВОЗ) такой прирост неизбежно ведет к увеличению численности интернет-зависимых. На сегодняшний день ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью.

Самым опасным является подростковый период. Это связано с нестабильным гормональным фоном, на что накладывается нехватка внимания родителей, неуверенность в себе, недостаток общения с ровесниками и проблемы с учебой. Подростки начинают уходить в виртуальный мир.

Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются. Они практически живут в виртуальной реальности.

Пребывание в Интернете у подростков не ограничивается играми. Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки, загрузке фотографий, общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и т.д.). Их количество увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты различны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки [8].

Большое влияние на нахождение в сети Интернет оказала самоизоляция в период коронавируса. В этот период обучение всех школьников было перенесено в онлайн-режим, что также способствовало компьютерной зависимости.

Статистика интернет-зависимости у российских подростков позволяет определить количество времени, проведенного в сети за день. С 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7% до 21,7%). К 2018 году уже 56% детей постоянно находятся в Сети. В 2020 году масштабы этого явления значительно расширились.

2. Исследование уровня зависимости подростков в МБОУ Школа № 75 города УфыВведите текст заголовка

На основании скрининговой диагностики интернет зависимости по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот [5], в рамках научной работы проведен опрос учеников девятых классов. Было опрошено 35 человек, и на основании их ответов была составлена таблица 3.

Таблица 3 — Результаты опроса учеников 9 класса МБОУ Школа 75 города Уфы

В данном опросе представлено 11 утверждений, на которые можно ответить четырьмя способами: «Никогда», «Редко», «Часто», «Очень часто». За каждый отчет присваивается 1, 2, 3, 4 балла соответственно. Максимальный балл – 44.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Рассмотрим по какому принципу проверяются результаты тестирования:

  • если сумма баллов меньше 16, то риск компьютерной зависимости исключается;
  • от 16 до 22 баллов – человек находится на стадии увлечения;
  • от 23 до 37 баллов – первая стадия зависимости;
  • от 38 баллов и выше – вторая стадия зависимости.

Приведем результаты тестирования по количеству учеников в таблице 4:

Таблица 4 — Результаты тестирования по риску интернет-зависимости (по стадиям) среди респондентов

На основании данных таблицы 4 видно, что более половины респондентов находятся на первой стадии зависимости, причем причиной является доступность мобильного интернета, наличие в мобильном интернете не только различных необходимых сервисов, но и игр, которые необходимо доиграть до определенного момента или результаты игры будут потеряны.

Для визуализации данных рассмотрим результаты исследования на рисунке 1.

На основании данных рисунка 3 видно, что у 5,7% подростков исключается риск компьютерной зависимости по причине занятости в офлайне, в том числе подростки имеют хобби, в семье они не единственные дети (как правило имеют младших братьев и сестер), чаще всего воспитываются в полных семьях со средним достатком.

На стадии увлечения находятся 42,9% подростков, в основном за счет онлайн-игр в мобильном интернете. Однако, они уделяют довольно много времени учебе, семье, подготовки к ОГЭ, т.е. часть времени проводят в интернете с целью обучения, куда заходят в стационарных условиях (через компьютер).

Первая стадия интернет-зависимости, точнее начальная пограничная стадия, наблюдается у подростков, которые имеют дорогие телефоны, позволяющие смотреть видео и играть в онлайн-игры при любых условиях. При этом подростки увлекаются играми, по условиям которых необходимо пройти какую-то стадию, чтобы не потерять результат.

Эти подростки чаще всего отвечали положительно, что им приходится скрывать время, проводимое в онлайн-играх, а также «урывают» ночное время для игр, что приводит к нарушению режима подростка.

Следовательно, по результатам опроса, можно сделать вывод, что большое количество подростков находятся под риском быть интернет зависимым в дальнейшем при развитии интереса к сетевым играм.

Продолжение следует…

Мои комментарии к работам ребят я постепенно выложу на свою страничку в ВК.