Организация бухгалтерского учета на предприятии

18.07.2021 0 Автор : Марина Николаевна
Организация бухгалтерского учета на предприятии

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», на каждом предприятии должен быть организован учет хозяйственной деятельности. Для отражения хозяйственных операций используется План счетов бухгалтерского учета, который утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г. Как большинство документов, План счетов бухгалтерского учета постоянно претерпевает изменения и дополнение, однако на основные положения документа эти изменения не оказывают значительного влияния.

Организовать бухгалтерский учет на предприятии должен руководитель, а вот за методику ведения бухгалтерского учета отвечает главный бухгалтер. 

Именно главный бухгалтер разрабатывает учетную политику предприятия и следит за четким ее исполнением, организует внутренний контроль на предприятии и отвечает за сроки и содержание финансовой отчетности  предприятия.

Для того, чтобы грамотно отразить на счетах бухгалтерского учета операции по хозяйственной и финансовой деятельности необходимо:

  • знать содержание Плана счетов бухгалтерского учета;
  • знать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций;
  • четко соблюдать принципы бухгалтерского учета;
  • следить за исполнением  графика документооборота на предприятии;
  • организовать порядок внутреннего контроля на предприятии.

Для того, чтобы представлять сложность стоящей перед главным бухгалтером задачи, проведем экспертизу учетной политики условного предприятия, например, ООО «Солнышко».

С этой целью необходимо рассмотреть организационный аспект учетной политики, методический и технический аспекты учетной политики предприятия.

Экспертиза элементов организационного аспекта учетной политики ООО "Солнышко"

Для проведения экспертизы, соберем информацию из учетной политики предприятия в четыре графы и выявим какие пункты в учетной политике предприятия упущены и их надо внести в учетную политику,  какие необходимо изменить по каким-то причинам.

Проведем экспертизу элементов организационного аспекта учетной политики в таблице 1.

Таблица 1 — Экспертиза элементов организационного аспекта учетной политики ООО «Солнышко»

Экспертиза организационного аспекта учетной политики предприятия

На основании данных таблицы 1 видно, что в учетную политику организации необходимо включить информацию о централизованной бухгалтерии, о структуре бухгалтерской службы – двухуровневая бухгалтерия, т.к. главному бухгалтеру подчиняется бухгалтера: заместитель главного бухгалтера, бухгалтер материального стола, бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по основным средствам, кассир.

Экспертиза методического аспекта учетной политики предприятия ООО "Солнышко"

Проведем экспертизу методического аспекта учетной политики предприятия в таблице 2. В связи с тем, что таблица будет довольно большой, разделим ее на несколько частей.

Таблица 2 — Экспертиза элементов методического аспекта учетной политики ООО «Солнышко»

Экспертиза методического аспекта учетной политики (часть2)
Экспертиза методического аспекта учетной политики (часть4)

На основании данных учетной политики организации выявлены следующие недостатки в методическом разделе учетной политики предприятия:

  • не прописано в учетной политике, что расчеты с покупателями и поставщиками ведется безналичным путем через оплату на расчетный счет предприятия;
  • основными документами при помощи которых осуществляются безналичные расчеты являются: платежные поручения, платежные требования, инкассовое поручение, аккредитив, выписка банка. Все документы имеют стандартную форму и применяются для рублевых расчетов.

Экспертиза технического аспекта учетной политики предприятия ООО "Солнышко"

Проведем экспертизу технического аспекта учетной политики предприятия ООО «Солнышко» в таблице 3.

Таблица 3 — Экспертиза технического аспекта учетной политики ООО «Солнышко»

Экспертиза технического аспекта учетной политики (часть1)

На основании экспертизы технического аспекта учетной политики предприятия можно сделать вывод, что на предприятии необходимо доработать график документооборота, в частности, в части безналичных расчетов предприятия, в части внутреннего контроля.

Выводы и предложения по экспертизе учетной политики предприятия ООО "Солнышко"

Экспертиза методического аспекта учетной политики в части безналичных расчетов может проводиться с точки зрения расчетов между контрагентами по вопросам оплаты имущества и обязательств. В учетной политике отражено, что расчеты с контрагентами осуществляются безналичным путем в валюте страны нахождения (в рублях).

Необходимо внести пункты в учетную политику по безналичным расчетам, так как в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоги и сборы, самостоятельно рассчитанные перечисляются предприятием самостоятельно на расчетные счета соответствующих бюджетов и фондов. Расчеты с покупателями и поставщиками осуществляются в своей основе безналичным путем за исключением некоторых операций, предусматривающих договор о расчете наличными денежными средствами.

На основании оценки внутреннего контроля предприятия ООО «Солнышко» на основании учетной политики предприятия можно утверждать, что возникла необходимость добавления в учетную политику информации о внутреннем контроле предприятия. Также необходимо доработать график документооборота, касающегося внутреннего контроля, безналичных расчетов, формирования фондов, по основным фондам прописать наличие или отсутствие льгот при начислении амортизации основных фондов, расписать разбивку основных фондов на амортизационные группы, включить в приложение формы первичных документов, разработанных предприятием самостоятельно в рамках внутреннего аудита.