Методы проектирования программы

30.12.2022 0 Автор : Марина Николаевна
Методы проектирования программы

Существует несколько методов проектирования программ:

  • последовательное уточнение или проектирование «сверху вниз»;
  • проектирование «снизу вверх».

Современные программы не может написать один специалист. Как правило, над программой работает целая команда. Для этого задача разбивается на части — на подзадачи.

Такой прием называется последовательным уточнением или проектированием «сверху вниз»: от основной задачи к мелким подзадачам и подпрограммам, которые их решают.

Подход проектирование «снизу вверх» состоит в том, что сначала разрабатывают подпрограммы для решения самых простых задач, а потом собирают из них подпрограммы для более крупных задач, как из кубиков. При этом строим дерево снизу вверх с нижнего уровня.

Программисты обычно сочетают оба подхода.

Интерфейс и реализация

Интерфейс — все входные данные и получаемые результаты, способ вызова подпрограммы.

Все, что происходит с  данными внутри подпрограммы (это называется реализацией), определяет сам программист, и его коллеги могут в это не вникать, занимаясь своей частью работы.

В техническом задании точно описывается интерфейс — все входные данные и получаемые результаты ( в том числе типы всех данных), способ вызова подпрограммы.

Всё, что происходит с данными внутри подпрограммы (это называется реализацией), определяет сам программист, и его коллеги могут в это не вникать, занимаясь своей частью работы.

Всегда можно поменять реализацию, не меняя интерфейса. Программист может полностью переписать подпрограмму (например, применив более быстрый алгоритм обработки данных), но остальные подпрограммы при этом изменять не придется, если сохранился интерфейс, т.е. описание входных и выходных данных не поменялось.

Документирование программы

К выпуску программы компания — разработчик должна подготовить документацию на программу. Руководство пользователя (это наиболее важная часть  документации) обычно описывается:

  • назначение программы;
  • формат входных данных;
  • формат выходных данных;
  • примеры использования программы.

Для примера составим документацию на простую программу, которая решает квадратные уравнения.

Назначение программы: вычисление вещественных корней квадратного уравнения ax²+bx+c=0

Формат входных данных: значение коэффициентов a, b, c  вводятся с клавиатуры через пробел в одной строке; значение a  не должно быть равно нулю.

Формат выходных данных:  значения вещественных корней выводятся на экран через пробел в одной строке; перед значением первого корня выводится текст х1=, перед значением второго  корня — текст х2=. Если уравнение не имеет вещественных корней, выводится сообщение «Вещественных корней нет.»

Примеры использования программы:

  1. решение уравнения  х²-5х+1=0: Введите a, b, c: 1 -5 1 

х1=4,791288  х2=0,208712

2. решение уравнения х²+х+1=0

Введите a,b,c: 1  1  1

Вещественных корней нет.

3. решение уравнения  х+1=0

Введите a,b,c: 0  1  1

Это не квадратное уравнение.