Классификация налогов и сборов

26.07.2021 1 Автор : Марина Николаевна
Классификация налогов и сборов

Рассмотрим классификацию налогов и сборов по уровням бюджетов Российской Федерации.

На практике существует достаточно сложная классификация налогов и сборов. Наблюдается 9 направлений классификации, причем выбирается метод классификации исходя из потребностей пользователей информации по налогам и сборам.

Классификация налогов и сборов

Как видно из рисунка 1 для целей рассмотрения вопроса учета расчетов по налогам и сборам важна классификация не только по уровням бюджетов, но и по степени переложения, по субъекту переложения и остальным признакам.

Так как, начисляя самостоятельно налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ, юридическое лицо отражает начисленные и перечисленные налоги и сборы на счетах бухгалтерского учета.

Уровни бюджетной классификации налогов и сборов

Рассмотрим более подробно классификацию налогов и сборов по бюджетам, т.е. по уровням государственной власти: федеральный бюджет, региональный и местный.

Внебюджетные фонды тоже входят в систему государственной власти, но финансируется их деятельность не из государственного бюджета, а напрямую за счет взносов юридических и физических лиц.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ региональные и местные власти не имеют права вводить дополнительные налоги, но могут устанавливать отдельные элементы налогообложения для региональных и местных налогов или устанавливать ставки местных налогов не выше, указанных в Налоговом кодексе РФ.

Как правило, местные власти используют максимальную ставку при налогообложении местными налогами, так как денежных средств на поддержание местной власти, как правило, в бюджете недостаточно.

Федеральные налоги и сборы

Рассмотрим более подробно налоги и сборы федерального бюджета в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация федеральных налогов и сборов и отражение их в Налоговом кодексе Российской Федерации

Таблица 1 – Классификация федеральных налогов и сборов и отражение их в Налоговом кодексе Российской Федерации

На основании данных таблицы 1 видно, что федеральные налоги включают в себя налоги наиболее часто встречающиеся налоги и специфические налоги, которые касаются не каждого предприятия, а имеют свои особенности.

Информация по упрощенной системе налогообложения предприятий

Предприятие в соответствии с действующим законодательством самостоятельно определяет те налоги и сборы, которые ему следует начислять исходя из наличия базы налогообложения. Однако, для того, чтобы иметь право начислять налоги и сборы по упрощенной системе налогообложения, возникает необходимость в определенные сроки, установленные законодательством, известить налоговые органы о применении той или иной системы налогообложения, а только затем, когда налоговые органы подтвердят право налогоплательщика на определенный режим налогообложения, предприятие имеет право его применять по факту.

Причем отменяется режим налогообложения при условии несоблюдения условий для продолжения начисления налогов и сборов по упрошенной системе налогообложения и ведения учета по упрощенной системе налогообложения также по воле предприятия. Если момент перехода на общую систему налогообложения будет указан неверно в финансовой отчетности и налоговых декларациях, то налоговые органы вправе осуществить пересчет налогов и сборов, а также применить административную ответственность к руководству предприятия за несоблюдение правил и норм действующего законодательства.

Региональные налоги и сборы

К региональному уровню бюджета относятся налоги и сборы таблицы 2.

Таблица 2 – Классификация региональных налогов и сборов и их отражение в Налоговом кодексе РФ

На основании данных таблицы 2 видно, что все региональные налоги находят свое отражение в Налоговом кодексе Российской федерации.

Местные налоги и сборы

К местному уровню бюджета относятся налоги и сборы таблицы 3.

Таблица 3 — Классификация местных налогов и сборов и их отражение в Налоговом кодексе РФ

Таблица 3 — Классификация местных налогов и сборов и их отражение в Налоговом кодексе РФ

На основании данных таблицы 3 видно, что все налоги и сборы, а также их размеры закреплены в Налоговом кодексе РФ, даже местного уровня, однако, местным органам власти дается право устанавливать налоговые льготы на местные налоги и сборы на конкретных территориях.

Особенность отнесения к определенному уровню бюджета налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций, который формально отнесен к федеральным налогам, фактически является федеральным и региональным налогом (причем даже в большей степени региональным налогом).

Ставка налога на прибыль делится на две части: для федерального и регионального бюджетов. После того как организация рассчитает общую сумму налога на прибыль, она должна разделить ее на две неравные части и уплатить их в разные бюджеты. Сборы по другим федеральным налогам также частично попадают в региональные и местные бюджеты.

При этом сначала уплаченные организациями суммы налогов попадают в федеральный бюджет, а лишь затем часть собранных сумм перечисляется региональным бюджетам.

На основании выше изложенного видно, что  для работников бухгалтерии  предприятия важно знать классификацию налогов и сборов.

Отражение на счетах бухгалтерского учета начисленных налогов и сборов, а также перечисления налогов и сборов по бюджетам регламентируется законодательством РФ. Задействованные при этом счета бухгалтерского учета и субсчета по налогам и сборам отражаются в Рабочем плане счетов бухгалтерского учета предприятия.

Грамотное направление налогов и сборов в бюджет с указанием кода бюджетной классификации обеспечит снижение затрат предприятия на штрафные санкции и пени  как  в течение отчетного периода, так и по результатам  выездной налоговой проверки.