Беседа. Методы беседы и факторы

24.08.2021 0 Автор : Марина Николаевна
Беседа. Методы беседы и факторы

В связи с тем, что деловой мир осуществляет свою деятельность, в первую очередь, посредством коммуникаций, беседа как один из методов коммуникаций играет немаловажную роль в деловом мире.

Причем беседа позволяет в деловом мире договариваться об условиях сотрудничества между сторонами, узнавать новую информацию, в том числе при приеме работников на работу, консультироваться со специалистами по какому-то конкретному вопросу о решения которого зависит деятельность предприятия или группы специалистов.

Именно потому, что беседа приводит к решению поставленных задач, и достижении поставленных целей, возникает необходимость изучить наиболее эффективные методы и приемы беседы.

В любой беседе присутствует психологическая составляющая и исход беседы зависит не только от ее темы и заинтересованности сторон в достижении консенсуса, но и от психологических факторов, факторов, способствующих правильному восприятию собеседником информации.

Для того, чтобы деловая беседа была наиболее результативной, как правило, стороны ведут подготовку ко встрече, прорабатывают необходимые стороны рассмотрения возникающего вопроса, рассматривают различные варианты исхода беседы, рассматривают аргументацию, которая будет приведена во время беседы для того, чтобы собеседник принял сторону своего оппонента.

В процессе выполнения исследования была изучена научная и учебная литература, а также статьи периодической печати различных авторов.

В своих работах Э.М.Лисс, О.П.Папкова, Ю.В.Планкса и другие авторы рассматривают современные методы коммуникации в организациях, затрагивая психологические аспекты ведения беседы как части деловых переговоров.

Коммуникации как социальный механизм воздействия, в том числе во время беседы, рассматривают в своих работах В.А.Рыбаков, Т.Г.Мансурова, В.А.Спивак, М.И.Темофеев, А.М.Пиврваров и другие авторы.

В работе применяются как теоретические, так и эмпирические методы исследования.

К теоретическим методам исследования относят анализ, синтез, аналогию, обобщение, классификацию, формализацию, абстрагирование, прогнозирование, выдвижение гипотезы. Теоретические методы предполагают обработку уже имеющегося материала посредством логики.

Практические или эмпирические методы – это методы наблюдения, измерения, описания, сравнения, анкетирования, проведение опросов, бесед, материального моделирования или эксперимента, служат для получения новых данных опытным путем, на практике.

Термин «беседа» имеет множество определений, которые приводятся в литературе.

Беседа– это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Однако, беседа может быть, как устной, так и письменной. Например, беседа с другими людьми в виде переписки, беседа с самим собой в виде дневника.

Однако, беседа как эмпирический метод подразумевает именно устное общение. Причем это общение исследуемого человека:

  • во-первых, не с любым другим человеком, а с исследователем;
  • во-вторых, это общение в момент исследования, то есть актуальное общение, а не отставленное во времени.

Письменная же беседа обоим этим условиям одновременно не удовлетворяет. Даже если «письменным собеседником» исследуемого выступает исследователь, что в научной практике явление чрезвычайно редкое, то само «собеседование» в форме переписки неизбежно затягивается во времени и пространстве и прерывается значительными паузами.

Теоретически можно представить ведение такой беседы (хотя бы с психотерапевтической целью), но в практической работе исследователя подобные заочные беседы весьма проблематичны.

Поэтому общепринято беседу как метод понимать в варианте устного общения, а письменный вариант беседы как способ общения изучать методами исследования документов или продуктов деятельности. Именно в такой трактовке и будем рассматривать метод беседы.

Беседа — метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

  • при изучении личности человека, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов, навыков, профессиональных знаний и сбора другой информации;
  • в сочетании с другими методами исследования получения дополнительных данных (подтверждения, уточнения того, что было выявлено ранее);
  • для первоначального знакомства, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть:

  • стандартизированной (точно сфор­мулированные вопросы, которые задаются всем опраши­ваемым);
  • нестандартизированной (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план проведения.

  • от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особен­ностей учеников, учет условий, места проведения и т.д.);
  • искренности даваемых ответов (наличие довери­тельности, такта исследования, соблюдение требований воспитательного процесса, правильность постановки под­держивающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).

Для того, чтобы установить устойчивый контакт во время беседы, необходимо легко применять методы беседы и приемы установления контакта.

Любая деловая беседа планируется, то есть подготавливаются целевые вопросы, на которые человек планирует получить ответы во время беседы. Однако, невозможно вести беседу по принципу «ответ-вопрос», по такому принципу дается интервью, а не ведется беседа. Поэтому необходимо подготовить поддерживающие вопросы.

Существует классификация вопросов, которые применяются в беседе, рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация вопросов, которые применяются в беседе

Таким образом, правильно запланированная беседа и возможность применения различных видов вопросов во время беседы делает беседу разнообразной и интересной для всех сторон, принимающих участие в беседе. В случае, если собеседники при этом могут еще выслушать и правильно понять ответ, то в процессе беседы все участники беседы могут достичь своих целей.