Информация и информационные процессы

16.03.2022 0 Автор : Марина Николаевна
Информация и информационные процессы

Информация.

Слово «информация» происходит от латинского information, которое переводится как осведомление, разъяснение, изложение. Единого определения информации нет, однако все знают, что современный мир – это огромный сгусток информации, из которого человеку приходится выбирать только ту, которая необходима здесь и сейчас.

Перечислим основные особенности информации, которые отличают ее от таких понятий как «вещество» и «энергия»:

  • закон сохранения неприменим по отношению к информации, потому что, получив информацию, человек может ее забыть, утратив навсегда или на время;
  • расходуя информацию, человек не снижает долю информации у себя при передачи ее другому человеку;
  • ценность частей информации значительно ниже, чем ценность информации целиком.

Информация. Характеристика информации.

Характеристики информации:

  • объективность. В том случае, если она не зависит от источника информации;
  • достоверность, если информация отражает реальное положение дел и не вступает в противоречие с другой имеющейся информацией, признанной ранее достоверной;
  • полнота. Полной информацию можно назвать только в том случае, если ее достаточно для принятия управленческих решений. Если информация неполная, то возникает риск принятия неверного решения;
  • актуальность информации говорит о том, что она своевременна, то есть важна именно в данный момент времени;
  • релевантность информации говорит о соответствии информации нуждам потребителей.

Важным является, что свои свойства информация не может поддерживать долго, так как свойства информации носят временный характер.

Рассмотрим классификацию информации по видам на рисунке 1.

информация

Информационная культура – готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном общества, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Дадим определение Информационной грамотности – это способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

Информационная грамотность предусматривает необходимость умений и знаний, которые требуются для:

  • грамотной идентификации информации, которая необходима  для решения поставленных задач;
  • выработки стратегии с целью эффективного поиска информации;
  • организация и реорганизации информации;
  • оценки достоверности, объективности, актуальности, полноты, полезности полученной информации;
  • интерпретации и анализа найденной и извлеченной из информационной сети информации;
  • передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам;
  • соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
  • применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов.

Информация. Этапы работы с информацией

С информацией человек работает в несколько этапов:

  • стартовый этап;
  • поиск информации;
  • осмысление полученной информации;
  • этап рефлексии.

Рассмотрим каждый этап работы с информацией отдельно:

  • стартовый этап работы с информацией предусматривает формулировку цели работы с информацией, четко определить полноту информации и сформулировать информационную потребность;
  • этап поиска информации включает в себя поиск источников информации и проверку их на достоверность, актуальность и полезность;
  • этап осмысления информации включает в себя восприятие информации;
  • этап рефлексии — это оценка эффективности проделанной работы, понимание путей использования информации, осознание влияния этой информации на свое поведение и личные взгляды.

На практику различают несколько источников информации:

  • медийные источники информации;
  • специализированные источники информации;
  • живые источники информации (люди, компетентные в этом вопросе).

При сравнении нескольких источников информации можно оценить достоверность ее.

Восприятие информации — это следующий этап после ее поиска и получения.

Извлечение  смысла сопровождается формулировкой гипотезы, высказыванием  предположений, делаются обобщения и выводы.

Этап рефлексии происходит у человека автоматически. Однако, наиболее эффективно проходить этот этап сознательно, чтобы обязательно выводы использовать в дальнейшем.