Цифровизация в обществе

21.05.2022 0 Автор : Марина Николаевна
Цифровизация в обществе

Цифровизация в обществе. Индивидуальная научная работа на тему «Цифровизация мира» ученицы 10 А МБОУ Школа № 75 ГО г.Уфа. Нефедовой Дарьи Сергеевны (Продолжение)

 

Цифровизация инфраструктуры

Процесс цифровизации включает в себя:

  • Информацию для потребителя. Сюда можно отнести информацию, размещенную на интерактивных картах. На них можно увидеть не только актуальные фотографии места, но и, например, реальные отзывы от посетителей и работников компании. Сюда же можно вносить свои правки.
  • Туристическую информацию. На тех же интерактивных картах или в специальных приложениях можно посмотреть, что за здание перед вами и узнать его историю. Информация бывает в текстовом виде или подкрепленной мультимедийными материалами.

Маршруты для людей с ограниченной подвижностью. Инициативные группы разрабатывают приложения, при помощи которых можно посмотреть, как удобнее всего добраться до нужной точки. Также можно вызвать социальное такси прямо из приложения.

Информацию для активного отдыха. На карте в интернете можно найти ближайшие велодорожки и удобные городские маршруты для роликов или самокатов.

Ярким примером цифровой трансформации инфраструктуры является продукт одного из операторов цифровизации в России – Яндекс.Карты, где не только можно посмотреть, есть ли на дорогах пробки, но и почитать комментарии других водителей. Иногда здесь ведутся полноценные беседы, не относящиеся к дорожной ситуации. Это говорит о том, что цифровизация инфраструктуры стала привычной для рядового человека.

Цифровизация экономики

Пожалуй, основной сферой, где стремятся применять цифровизацию в России и других странах, является экономика, которая сегодня постепенно становится «цифровой». То есть все данные обрабатываются цифровыми способами.

Проявлениями цифровой экономики являются:

  • онлайн-услуги;
  • торговля через интернет;
  • электронные платежи;
  • краудфандинг;
  • реклама в интернете;
  • электронный документооборот и т.д

Трансформация в цифровую экономику позволяет гражданам получать доступ к услугам и товарам быстрее и проще.

Цифровизация бизнеса

В бизнесе цифровая трансформация способствует оптимизации и повышению точности работы и предполагает переход компаний на электронные платформы.
Выделяют 3 этапа такой трансформации:

  • Автоматизация.
  • Цифровизация.
  • Цифровая трансформация.

На последней стадии изменяется вся система управления бизнесом, начиная с методов производства и заканчивая экономической стратегией предприятия.

Цифровизация промышленности и производства

В промышленности цифровизация компаний позволяет вывести на качественно новый уровень ряд процессов, включая:

  • проектирование;
  • производство;
  • управление предприятием.

Цифровые алгоритмы могут взять на себя выполнение как простых повторяющихся операций, так и решение сложных задач.

Технологии позволяют полностью перестроить современное производство, решая целый спектр важных задач:

  • Ускоренная обработка информации.
  • Улучшение клиентского опыта.
  • Повышение гибкости бизнес-процессов.

Цифровизация здравоохранения и образования

В здравоохранении цифровая трансформация идет по нескольким направлениям. Самое популярное сейчас – создание гаджетов, позволяющих дистанционно мониторить состояние здоровья человека. Кроме того, использование специальных алгоритмов позволит:

  • быстрее ставить диагноз;
  • снизить количество врачебных ошибок;
  • ускорить разработку новых лекарственных препаратов.

Цифровая трансформация системы образования, в первую очередь, предполагает оснащение школ и высших учебных заведений современными цифровыми технологиями, которые призваны повысить доступность обучения и обучающих материалов для всех. Также, возможно, в будущем будет сделан упор на онлайн-образование, когда ученики при желании смогут получать знания не выходя из дома.

Преимущества цифровизации образования:

  • приучение учеников к самостоятельности с раннего возраста;
  • устранение бумажной волокиты: учащимся не придется постоянно носить с собой многочисленные тетради и учебники, а учителям — всевозможные пособия: один планшет заменит собой килограммы макулатуры;
  • экономия — снижение затрат на канцелярию, так как использование электронных версий учебников/тетрадей требует меньших затрат;
  • более высокая доступность получения знания для людей в отдаленных населенных пунктах.

Возможные недостатки концепции:

  • снижение социализации учеников;
  • снижение уровня физического развития.

Цифровизация города, транспорта и науки

Технологии позволят собирать информацию о жизни в городе с помощью камер и датчиков, а также прогнозировать обстановку, связанную с транспортом, преступностью, экологией и т.д. Собранные данные будут анализироваться искусственным интеллектом, который сможет выдавать рекомендации по улучшению разных сфер функционирования мегаполиса.

Влияние цифровизации мы все испытываем на себе, так как в транспорте она уже постепенно происходит. Мир наполняется цифровыми картами, на которых есть информация не только о дорогах, но также их загрузке, наличии пробок и аварий, качестве покрытия и т.д.
Дальнейшее развитие – увеличение числа беспилотных транспортных средств, в том числе общественного назначения. В мире уже активно тестируются беспилотные поезда метро, автобусы и воздушные дроны.

В сфере науки новые технологии направлены на ускорение расчетов и вычислений. Кроме того, единая система даст возможность в кратчайшие сроки обмениваться данными ученым, находящимся в разных уголках мира, в автоматическом режиме.
Любые открытия будут делаться и проверяться быстрее.

Цифровизация в сфере финансов

В финансовой сфере новые технологии – это блокчейн и безналичные расчеты. Первый – это не только криптовалюты, которым многие не доверяют, но еще и мощнейшее средство защиты любых денежных операций. Параллельно происходит цифровая трансформация в таких сферах, как:

  • мобильный банкинг;
  • онлайн-шопинг;
  • удаленная оплата и работа.

Многие банки уже позволяют своим клиентам выполнять большинство операций удаленно, без посещения отделения.

Цифровизация информационных систем

Смысл цифровизации информационных систем в том, чтобы современному человеку не нужно было напрягаться и бороться с человеческим фактором в системе. Документы можно сделать через приложение Госуслуг, служба доставки запоминает, куда вы обычно заказываете пиццу, а медицинская карта уже не затеряется между кабинетами.

Любая цифровизация начинается с открытия сбора данных. Для того, чтобы система работала четко, необходимо собрать как можно больше информации. Специальная программа анализирует полученные данные и выдает оптимальный результат. Информационные системы могут оперировать исключительно фактической информацией, а могут и строить предположения, используя искусственный интеллект. Яркий пример такой системы – голосовые помощники Siri и Алиса. Они могут не только ответить на конкретный вопрос, но и ведут философские беседы с пользователем.

А что бизнес? Он вовсю использует цифровизацию IoT для увеличения прибыли. Системы, облегчающие труд человека, 3D печать, онлайн мониторинг, виртуальная реальность, интернет вещей – все это активно внедряется, применяется и работает в бизнесе любого масштаба.

Изменение в экономике в процессе цифровизации

На государственном уровне проводятся форумы о цифровизации, выставляются тендеры на создание умных систем, проходят семинары для «просвещения разных слоев населения». Все это делается для того, чтобы создать дружественную среду для граждан и упростить общение с государственными органами. 

С приходом глобальной цифровизации управление станет:

  • Открытым. Все данные и переписка будут храниться в открытом доступе. Это дисциплинирует управленцев и позволяет повысить эффективность обработки сообщений.
  • Эффективным. Для принятия оптимальных решений используется анализ данных со многих ресурсов. Например, когда депутат решает, на какую сферу нужно потратить бюджет, он опирается на анализ количества обращений граждан.
  • Новаторским. Новые технологии всегда стимулируют новые методы управления. Например, во многих компаниях, которые следуют принципам открытости, принято проводить личные консультации руководителей по Skype, что облегчает коммуникации между центром и регионами.

Все три пункта содержатся в госпрограмме, принятой Правительством – это то, к чему стремится цифровое управление. Принцип открытости уже используется: публикуются ответы на обращения граждан в открытую приемную, применяется аналитика больших данных, по Skype проходят конференции.

Кроме того, управленцы и топ-менеджеры используют цифровизацию в бизнесе для разработки краткосрочных и долгосрочных стратегий развития компании.

Будущее и современные тенденции цифровизации

Цифровая трансформация уже постепенно приходит во все сферы жизни бизнеса и каждого человека, и со временем она будет становиться все более явной и заметной.

Развитие идет и продолжит идти по 4 основным направлениям:

  • роботизированная автоматизация процессов (RPA);
  • интеллектуальная автоматизация с привлечением ИИ;

  • углубленная аналитика и большие данные (Deep Learning and Big Data);

  • новые средства бизнес-моделирования, имитационное моделирование.