Ценообразование в экономике

23.03.2021 0 Автор : Марина Николаевна
Ценообразование в экономике

Вопрос ценообразования стоит достаточно остро в современной экономике, так как регулируется рыночными отношениями. Однако, государство тоже не остается в стороне и в Российской Федерации применяется государственное регулирование рыночных цен на некоторые товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину.

Цена выполняет ряд функций в государстве — это и является основной причиной большого внимания к вопросу ценообразования со стороны государства.

Функции цены

Цена, по определению является суммой денег, которую покупатель заплатит, если он готов купить товар, который производитель готов продать.

Цена является экономической категорией, которая выполняет ряд функций.

Рассмотрим подробнее функции, которые выполняет цена:

  • информационная функция;
  • учетная функция;
  • распределительная функция;
  • функция сбалансированности спроса и предложения;
  • функция цены как средства рационального размещения производства;
  • стимулирующая функция;
  • измерительная функция.
Ценообразование

Выполняя информационную функцию, цена сообщает потребителю о размере товара, его дефицитности, затратах на производство, о стоимости товара, которую хочет получить производитель или продавец.

Соответствие суммы цен и суммы товарной массы необходимо для оптимального развития экономики. Нарушение соответствия суммы цены и товарной массы приводит на рынке к превышению суммы денежных средств над товарной массой, что вызывает инфляцию.

Через распределительную функцию цены государство способствует  перераспределению капитала, одновременно перераспределяя его между различными отраслями, между товарными группами и видами товаров, между отраслями, территориями, регионами и населением.

Связь между потребителем и производством, между спросом и предложением осуществляется при помощи функции сбалансированности спроса и предложения.

Предприятие имеет заинтересованность в собственном развитии, в том числе инновационном развитии, которое выражается через стимулирующую функцию цены.  Постоянно возникает необходимость улучшать качество продукции или поддерживать его на высоком уровне, разрабатывать новый ассортимент, использовать для работы новые технологии и новейшее оборудование. Все выше перечисленное способствует в рыночной среде, конкурентоспособности предприятия. Помимо внедрения нового, предприятию требуется ввод в действие экономных методов производства и экономию ресурсов (оптимизация использования имеющихся ресурсов и поиск взаимо заменяющих ресурсов без потери качества продукции) предприятия. 

Измерительная функция проявляется через количество денег, которое получает предприятие через цену готовой продукции, а если это торговое предприятие, то через цену товара.

Именно цена позволяет дать такую характеристику товару, как дорогой и дешевый товар.

Отдельно в ценообразовании можно выделить тарифы, которые формируются на потребление воды, газа, тепла и электроэнергии.

Предприятия, поставляющие такой специфический товар и услуги являются монополистами, а значит находится под контролем государства.

Исходя из выше изложенного, делаем вывод, что цена в экономике рыночных отношений и экономике отдельного предприятия играет значительную роль, которую нельзя переоценить в процессе анализа ценообразования на предприятии.

Формы регулирования цены со стороны государства

Цены в настоящее время регулируются в Российской Федерации государством. Основными формами государственного регулирования цены можно назвать:

  • прямое воздействие на ценообразование;
  • косвенное воздействие на ценообразование.
Ценообразование 2

Прямое воздействие государства на цены выражается в следующем: 

  • применяется метод ценового регулирования как установление максимально возможных цен на товары и услуги путем разработки и приема нормативно — законодательных актов;
  • установление минимальных цен. Так в России практикуется установление минимальных цен на алкоголь (водка, коньяк, игристое вино, бренди и т.д.) На сегодняшний день принимается решение об установлении минимальных цен на напитки выше 28%.;
  • коридор цен. При таком воздействии устанавливается как минимальная, так и максимальная цена на продукт или услугу. Как правило понятие «коридор цен» действует при международной торговле, например, устанавливается коридор цен на нефть или молочную продукцию и т.д.

Рассматривая косвенное воздействие государства на ценообразование, необходимо назвать:

  • действующее антимонопольное законодательство, которое постоянно совершенствуется. Антимонопольное законодательство — это ряд административных, законодательных и экономических мер, направленных на обеспечение нормальной рыночной конкуренции;
  • налоговая политика, в том числе установление ставок налогов и сборов на отдельные виды налогов, например, НДС, акцизы, налоговые пошлины и т.д.;
  • сокращение бюджетного дефицита направлено на поддержание нормальных цен на товары и услуги, соответственно, на стимулирование цен рынком;
  • контроль и регулирование доходов населения хорошо просматривается в вопросе установления минимальной ставки оплаты труда работников в зависимости от установленного прожиточного минимума населения, а также пенсий и пособий по различным причинам.

Рассмотрим классификацию цен в зависимости от степени участия в ценообразовании государства в таблице 1.

Виды цен

Виды цен

По факту цены зависят от характера обслуживаемого оборота. Рассмотрим виды цен более подробно

Отпускные цены устанавливаются предприятием на момент отпуска продукции со склада предприятия оптово — сбытовым компаниям или розничным торговым организациям. Эти цены не являются ценами реализации продукции населению.

Расчет отпускных цен производится как суммирование себестоимости произведенной продукции, прибыли производственного предприятия и всех косвенных налогов и может быть рассчитано по формуле (1):

ОЦ=СС+ПР+КН,

где

ОЦ — отпускная цена от предприятия — производителя;

СС — себестоимость предприятия -производителя;

ПР — ставка прибыли, заложенная в цену отпуска;

КС — косвенные налоги, в том числе НДС.

Оптовая цена — это вид цены по которой оптово -сбытовые организации отпускают свой товар в розницу и другим потребителям (возможно мелким производственным организациям).

Оптовая цена делится на оптовую и мелкооптовую.

Оптовая цена рассчитывается по формуле (2):

Цопт = ОЦ+Нопт

где

Цопт — цена оптовая;

ОЦ — цена отпускная предприятия — производителя;

Нопт — оптовая надбавка или прибыль оптовой организации.

Надбавка оптового предприятия устанавливается оптово — снабженческой организацией для покрытия  расходов, связанных с движением товаров от производителя до потребителя. причем страховые и транспортные расходы, как правило в оптовую цену не включаются, а выставляются покупателю отдельно.

Розничные цены устанавливаются розничными ритейлерами, которые реализуют товары и услуги населению как конечному потребителю.

Розничная цена рассчитывается от оптовой цены с учетом всех страховых взносов и транспортных расходов. К этой сумме дополнительно добавляется прибыль розничной организации и включает издержки розничной организации. Розничная цена рассчитывается по формуле (3):

Цр = Цопт+Нопт+Нрозн (3)

где

Цр — цена розничная;

Цопт — оптовая цена;

Нопт — надбавки оптовой организации;

Нроз — надбавка розничной организации, которая включает в себя прибыль розничной организации и издержки розничной организации.

Причем сумма оптовой надбавки и розничной надбавки не должна превышать 40% от оптовой цены.

Методы ценообразования

Все методы ценообразования можно разделить на две группы:

  • расчетные методы;
  • методы стимулирования сбыта продукции.

К расчетным методам относятся:

  • затратные методы;
  • параметрические методы;
  • методы с учетом потребительского эффекта.

К затратным расчетным методам относят:

  • метод полных издержек;
  • методы стандартных издержек;
  • метод прямых издержек, в том числе метод стандартных издержек.

К параметрическим расчетным методам относят:

  • методы удельной цены;
  • метод баллов;
  • методы регрессии.

К методам стимулирования сбыта продукции можно отнести

  • методы максимизации продаж с учетом эластичности спроса;
  • методы максимизации продаж с использованием ценовых скидок;
  • методы психологического ценообразования.

 

Ценообразование неразрывно связано с движением оборотных фондов предприятия.