Бизнес-планирование, цели, задачи

11.10.2021 2 Автор : Марина Николаевна
Бизнес-планирование, цели, задачи

Бизнес-планирование — это необходимость в современных условиях. Понятие Бизнес–плана в мировой практике применяется как подробный план действий компании, который содержит сведения о компании, производимой продукции, товаре, рынках сбыта, маркетинге. Бизнес-план также содержит экономические показатели, которых предприятие достигнет в определенный период времени.

Бизнес-план составляется с целью обоснованного определения доходов предприятия в течение определенного времени, расходов организации, чистой прибыли и сроков окупаемости финансирования. Именно поэтому бизнес-план является обоснованием бизнес – проектов как для новых коммерческих предприятий, так и для предприятий, которые желают сменить вид деятельности или расширить рынки сбыта за счет расширения видов деятельности предприятия.

Бизнес-план составленный грамотно, выполняет несколько целей и находит решение важнейших задач, рассмотренные на схеме (рисунок 1).

бизнес-планирование

Рисунок 1 — Цели и задачи бизнес — планирования

На основании данных рисунка 1 видно, что бизнес-план имеет свои цели и задачи.

Во-первых, бизнес-план обозначает менеджерам общие цели.

Во-вторых, когда мысли изложены на бумаге, есть возможность приглядеться и поразмыслить над осуществимостью проекта. «Бизнес-план — это своего рода репетиция, шанс осознать возможные проблемы, не потеряв при этом денег», — говорит Майк Маккивер, автор книги «Как написать бизнес-план».

И наконец, в-третьих, бизнес-план должен привлечь профессиональных инвесторов, у которых только и хватает времени, чтобы бегло просмотреть предлагаемые им проекты.

Разработка ясного бизнес-плана требует размышлений, времени и денег. Можно пойти несколькими путями. Одним из которых является -заказ его сторонней организации (в России фирмы, специализирующиеся на составлении бизнес-планов, запрашивают от 50 000 рублей). Чаще всего предприниматели получают от консультантов документ на 30-40 страницах, который не раскрывает даже самых основных вопросов: чем занимается предприятие и откуда берется прибыль.

 Инвесторам такой бизнес-план вряд ли понравится. «Если после прочтения нескольких первых строк суть бизнес-плана остается неясной, это плохой знак», — говорит Джим Каспари, генеральный директор компании The Venture Alliance, консультирующей стартапы, желающие привлечь внимание венчурных фондов. Важна не только стройная концепция. «Вы должны в нескольких предложениях объяснить, какими конкурентными преимуществами в своей сфере располагает этот проект, потому что мне необходимо знать, как именно вы собираетесь добиться успеха. Большинство бизнес-планов этого не делает», — продолжает Каспари

В «правильном» или эффективном бизнес-плане обязательно должно быть раскрыто, в чем ценность проекта, почему люди захотят платить за этот продукт или услугу, сколько денег понадобится на старт, каковы возможности роста, каковы риски и как предприниматель планирует с ними справляться, кто конкуренты, кто партнеры, кто члены команды. 

Необходимо включить в него и подробное описание всех источников доходов и расходов. Отсюда: какую прибыль будет приносить дело? Срок окупаемости или когда предприятие, или конкретный проект начнет приносить доход? Поэтому в бизнес-плане необходим раздел, содержащий последние финансовые показатели (если предприятие действующее) или прогнозы.

Для компаний, которые только выходя на рынок с ограниченными средствами, решающее значение имеют отчеты о движении денежных средств, в которых отражается дебиторская и кредиторская задолженность по каждому кварталу. «Люди неправильно понимают движение денежных средств», — говорит Тим Берри, президент компании Palo Alto Software, разрабатывающей программное обеспечение для планирования хозяйственной деятельности. «Они думают, что если предприятие прибыльное, то к ним будут приходить деньги. Но большинство компаний погибает, оставаясь прибыльными, потому что прибыль — это еще не наличные»

Разработав и оформив свой план необходимо двигаться дальше. «Бизнес-план — это лишь начало процесса, — предупреждает Берри. — Планировать деятельность предприятия все равно, что вести судно в море: нужно постоянно корректировать курс. Сам по себе план не имеет большой ценности. Важно возвращаться к нему и смотреть, где вы были неправы и чего вам это стоило».

На практике существует не менее восьми причин для того, чтобы разработать бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует при этом различные цели:

  • Бизнес-план для использования на конкретном предприятии для собственных целей управления. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?
  • Бизнес-план для получения кредита. Специалисты банка оценивают представленный бизнес-план с точки зрения реальности его осуществления. Однако, чаще всего кредиты банка даются под залог имущества даже если сам бизнес-план идеальный. Исключение возможно при получении кредита через бизнес-инкубаторы;
  • Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами могут выступать: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если привлекаются средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план, содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет руководству успешнее продать компанию инвесторам. По мере того, как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). На сегодняшний день российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии.
  • Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.
  • Бизнес-план для заключения крупного контракта. 
  • Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В текущий момент времени достаточно трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.
  • Бизнес-план для объединения с другой компанией. Этот бизнес-план составляется по распоряжению руководящей команды двух или более объединяющихся фирм. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.
  • Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций.

Бизнес — план состоит из 12 разделов. Материал для данных разделов специалистами специально подбирается, обрабатывается, а результаты оформляются в официальный документ.

Экономика нестабильна, так и результаты деятельности предприятий также подвержены изменениям. Своевременно принимаемые мер позволяют добиваться роста компании в меньшей зависимости от экономики в целом. Для этого необходимо своевременно реагировать на тенденции рынка. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической или тактической концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет выработать новую концепцию, позволит партнерам компании более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции

Таким образом, используя бизнес-планирование в своей деятельности, предприятие увеличивает свои шансы на успех в каждом конкретном бизнес-проекте, так как свои шаги анализирует заранее и после прохождения определенной стадии выполненных работ по бизнес-плану, специалисты имеют возможность провести анализ достигнутого и двигаться дальше.