Бизнес-планирование
Бизнес-планирование интересно для тех, кто хочет открыть свой бизнес, оценить свои финансовые возможности и грамотно организовать основную хозяйственную деятельность.
Стандартный бизнес — план состоит из 12 разделов, каждый из которых оформляется в виде краткой записки. Однако, предварительно необходимо провести маркетинговые исследования, финансовые расчеты и сделать выводы об эффективности вложений.
Бизнес — план, который ложится на стол инвестору — это результат кропотливой работы, тщательных проверок и расчетов.
Бизнес — планирование имеет свои цели и задачи.
Содержание титульной страницы бизнес-плана
На титульной странице бизнес-плана представлены следующие данные:
- наименование проекта;
- наименование организации,которая разработала проект и планирует в дальнейшем его запуск (может быть наименование и логотип новой организации);
- полные персональные данные руководителя компании, осуществляющей проект;
- дата создания бизнес -плана (его окончательного завершения);
- наиболее значимые данные бизнес-плана, например, объем финансирования и срок реализации проекта.
Содержание меморандума о неразглашении или информации о конфиденциальности бизнес-плана
В меморандуме указывается, что данный (конкретный) бизнес-план предоставляется для ознакомления с целью принятия управленческого решения по представленному проекту. Также оговаривается, что, получая для ознакомления проект, получатель принимает на себя ответственность за сохранность информации и обязанность вернуть данную копию. При этом копировать данный документ и распространять, отдавать третьим лицам запрещается.
Это прямое указание на то, что нарушение авторских прав по отношению к данному бизнес-плану будет преследоваться по закону об авторском праве.
Раздел бизнес-плана "Краткое резюме"
Несмотря на то, что данный раздел в бизнес-плане находится в числе первых, заполнять его надо в самую последнюю очередь. Это объясняется тем, что информация в этом разделе является результатом полностью законченного и проверенного на эффективность внедрение бизнес-плана.
Для того, чтобы составить резюме, необходимо знать последовательность его составления. если определить последовательность по пунктам, то резюме должно быть представлено следующим образом:
- описание заявленного продукта или услуги;
- описание целевой аудитории;
- размер или объем выпущенного товара, оказанных услуг по указанному проекту в количестве и суммовом выражении в течение года после запуска проекта;
- сумма планируемых затрат и общий объем инвестиций в проект;
- юридические и организационные аспекты;
- количество необходимой рабочей силы в рамках инвестиционного проекта;
- требования к рабочей силе в рамках бизнес-плана;
- полный перечень источников субсидирования проекта и возможности субсидирования;
- четко указанные сроки выхода на точку безубыточности и срок окупаемости.
На практике инвестор обращает внимание на раздел «Краткое резюме» в первую очередь.
Раздел «Краткое резюме» включает в себя основные показатели бизнес-плана:
- общий доход за год с разбивкой на кварталы или по месяцам;
- объем средств по результатам деятельности предприятия в рамках бизнес-плана и на конец года;
- показатели рентабельности деятельности предприятия;
- объем чистого дисконтированного дохода (ЧДД).
Описание проекта
В разделе «Описание проекта» отражаются основные аспекты бизнес-проекта:
- основная суть проекта (обычным человеческим языком без специальных терминов);
- основные мероприятия по достижении целей компании;
- описание основных рисков в пути к достижению целей;
- конкретные предложения для достижения прибыли в короткие сроки. Необходимо конкретизировать сроки реализации проекта и промежуточные сроки (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, год).
Описание проекта должно быть четким, ясным и кратным (не более 2-х страниц)
В этом же разделе необходимо описать результаты SWOT-анализа. Другими словами этот анализ называют анализом возможности и рисков.
Раздел 5 бизнес-плана "Описание ниши на рынке"
Данный раздел должен продемонстрировать состоятельность идеи бизнес-плана путем маркетингового исследования на рынке товаров и услуг.
Нишу на рынке можно описать несколькими показателями, характеризующих место выбранной ниши на рынке:
- наименование схожего продукта (услуги), объем его продаж за определенный отрезок времени, например, за 3 месяца, полугодие, год, 5 лет и т.д.);
- плановый темп роста ниши на рынке на которую претендует исполнитель;
- информация о потенциальных и фактических конкурентах (наиболее детально);
- тенденции и специфика ценовой политики на рынке;
- отдельно необходимо выделить мелких игроков на рынке и стартаппов, описать их преимущества и недостатки;
- оценка целевого потребителя продукта или услуги, его характеристики;
- описание влияния наиболее ярких внешних факторов на рынок продукции (услуги), в том числе влияние общества, политики, экономики в целом, науки, экологии и т.д.);
- описание перспективных аспектов ниши в выбранной исполнителем отрасли.
Раздел 6 бизнес - плана "Детальная информация о проекте"
Детальная информация о проекте раскрывается более подробно, чем в четвертом разделе. Более четко раскрывается степень готовности проекта к запуска и уровень достаточности ресурсов.
В 6 разделе бизнес-плана раскрывается:
- наиболее важные или первостепенные цели проекта;
- раскрывается детальная характеристика целевой аудитории;
- раскрываются наиболее важные аспекты успеха на выбранном рынке (измеримые в каких-либо показателях);
- описание продукта (подробное) с учетом того, что качество продукта должно быть изначально выше, чем качество аналогичных продуктов на действующем рынке;
- для действующих предприятий раскрывается поэтапное производство продукции с указанием авторского права, наличия патентов и сертификатов соответствия;
- описание компании;
- общая сумма затрат с разбивкой на инвестиции по времени и объему каждого перечисления со стороны инвестора;
- раскрытие плановых первичных затрат на построение управленческих структур и маркетинга на предприятии.
Раздел 7 "Маркетинговая стратегия"
Маркетинговая стратегия обязательно содержит результат анализа рынка продукции (услуг).
В маркетинговом плане указывается обязательно:
- количественные показатели выпуска продукции и полностью вся товарная линейка данной продукции с раскрытием информации на графике. График должен содержать суммовые показатели, либо количественные и временные показатели, начиная с момента выпуска. Обязательно указывается момент 100% загрузки оборудования предприятия;
- порядок улучшения продукции в процессе развития предприятия;
- описание упаковки товара и порядка ценообразования;
- информация о системе закупок сырья и материалов и сбыта продукции;
- раскрываются методы продвижения продукции целевой аудитории;
- раскрываются измеримые показатели;
- указывается наличие сервисного обслуживания готовой продукции в процессе эксплуатации (если имеется);
- разработанные меры по контролю за выполнением маркетинговой стратегии.
Раздел 8 бизнес-плана "Производственный план"
Данный раздел бизнес-плана наиболее объемный, так как содержит информацию о процессе производства. В случае, если предприятие планирует исключительно продажу товаров, то данный пункт пропускается.
Производственный план начинается с описания помещения для производства, наличия оборудования с указанием изношенности оборудования.
В случае, если это абсолютно новое производство, то указывается объем необходимого оборудования с обоснованием для его закупки, указанием потенциальных поставщиков оборудования и цен на данное оборудование. Описываются технические параметры оборудования, стоимость и возможность покупки в лизинг.
С целью экономии вложений, необходимо продумать операции, которые могут быть выведены на аутсорсинг
Таким образом, производственный план будет содержать:
- информацию о площадях;
- количество и качество сырья и материалов;
- затраты на выпуск каждой стадии производственного цикла.
Производственный план должен содержать все факторы, которые так или иначе оказывает влияние на стоимость конечного произведенного продукта.
Организационный план - 9 раздел бизнес-плана
Организационный план раскрывает вопросы найма работников для реализации проекта, распределения и перераспределения обязанностей среди работников предприятия,. Это актуально и на вновь создаваемом предприятии и на уже действующем. Данный раздел помогает оценить обеспеченность трудовыми ресурсами бизнес проекта.
Организационный план содержит следующую информацию:
- фактический и юридический адрес предприятия;
- уточнение организационно-правовой формы предприятия (ПАО,ООО,ИП и т.д.);
- схема управления с указанием всех взаимосвязей между предприятием, подразделениями и отдельных работников;
- должностные инструкции на каждой штатной единицы;
- информация о учредителях и основных соучредителях;
- руководящий состав предприятия, начиная с руководителя и его заместителей;
- инструкции по коммуникациям со штатом;
- актуальные вопросы снабжения администрации предприятия
Раздел 10 -Финансовый план
В данном разделе описываются все финансовые вопросы проекта:
- состав капитала компании (инвестиции, займы, собственный капитал и т.д.);
- отчет по плановым доходам и расходам;
- денежный поток на предприятии в плановом периоде в виде таблицы;
- расчет налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством;
- баланс предприятия (плановый);
- расчет срока окупаемости проекта;
- расчет точки безубыточности;
- чистый дисконтированный доход за период.
Раздел 11 - Риск -менеджмент
Раздел описывает все возможные риски и возможности защиты от наступления данных рисков.
Важным является выявление факторов, которые напрямую оказывают влияние на прибыль предприятия.
Риски для вновь открывающегося предприятия можно разделить на отраслевые, социальные, финансовые и другие.
В бизнес-плане необходимо:
- указать все возможные риски;
- раскрыть методы купирования рисков, а также методики по профилактике и устранению возможных проблем;
- смоделировать ситуации с нулевым ростом предприятия и разработать регламент действия в этой ситуации;
- указать вероятность получения нулевой прибыли.
Раздел 12 -Приложения к бизнес-плану
Это последняя часть бизнес-плана. Здесь размещаются таблицы расчетов, графики, крупные расчеты, аналитические таблицы, которые не вошли в основной текст бизнес-плана.
этот раздел не является обязательным, но может быть создан, если бизнес-план, его основная часть,из-за крупных объемов расчетов становится громоздкой.
Именно приложение содержит ссылки на различные внешние источники информации, на документы предприятия, например, на сайтах и т.д.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что составить бизнес-план довольно трудоемкое занятие. Однако, в результате расчетов выявляются все слабые стороны проекта и все риски, которые могут помешать реализации проекта.
Важным фактом является возможность сделать качественные исследования и провести плановые расчеты, что конкретизирует объемы инвестиций в бизнес-проект и позволяет грамотно рассчитать сроки бизнес-проекта.
тема бизнес-планирования может стать темой для научно-практической деятельности учеников.
Разработка бизнес-плана ПО "Нарат"
ПО «Нарат» реально действующее предприятие, основной деятельностью которого является производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Однако рынок сбыта предприятия ограничен, поэтому возникла необходимость расширения видов деятельности. На базе ПО «Нарат» было запланировано открытие антикафе, бизнес -план которого представлен на сайте.
Пошагово работа над бизнес-планом (до его оформления для инвесторов) представляет собой ряд маркетинговых исследований и расчетов показателей.
Необходимо определить цели и задачи бизнес-плана.
В первую очередь необходимо описать новый бизнес:
- вид деятельности с уточнением кода бизнеса;
- форма организации (отдельное предприятие или подразделение уже существующего предприятия). Если отдельное предприятие, то пишем: форму собственности, учредителей, место нахождения основного подразделения и производственных цехов или торговых точек), а также даем оценку эффективности деятельности действующего предприятия и оцениваем наличие ресурсов предприятия, которые могут быть направлены на открытие нового бизнеса;
- исследуем место расположения («соседей», «потенциальные покупатели, потенциальные поставщики основного сырья и материалов, транспортные связи с другими районами и регионами и т.д.);
- оценить риски;
- проводим оценку влияния внешних и внутренних факторов на новое подразделение.
Ссылки на отдельные части бизнес-плана антикафе на базе ПО "Нарат"
Описание бизнеса на начальном этапе разработки бизнес-плана ПО «Нарат»
Планирование выручки новой деятельности предприятия.
Выручка планируется на начальном этапе (на первый год) очень подробно: по неделям, месяцам. На второй т третий год обычно уже планирование осуществляется по кварталам. В случае, если проект долгосрочный, то далее планирование может осуществляться по годам. Однако, в существующей действительности, чаще всего планируется первые три года.
Планирование расходов предприятия с целью расчета прибыли нового вида деятельности.
Расчет необходимых инвестиций и планирование движение денежных средств.
Расчет экономической эффективности предприятия в плановом периоде с учетом разработанного бизнес-плана новой деятельности.
Пример выводов в работе по бизнес-планированию.