Бизнес-планирование

Бизнес-планирование интересно для тех, кто хочет открыть свой бизнес, оценить свои финансовые возможности и грамотно организовать основную хозяйственную деятельность.

Стандартный бизнес — план состоит из 12 разделов, каждый из которых оформляется в виде краткой записки. Однако, предварительно необходимо провести маркетинговые исследования, финансовые расчеты  и сделать выводы об эффективности вложений.

Бизнес — план, который ложится на стол инвестору — это результат кропотливой работы, тщательных проверок и расчетов.

бизнес-план

Бизнес — планирование имеет свои цели и задачи.

Содержание титульной страницы бизнес-плана

На титульной странице бизнес-плана представлены следующие данные:

  • наименование проекта;
  • наименование организации,которая разработала проект и планирует в дальнейшем его запуск (может быть наименование и логотип новой организации);
  •  полные персональные данные руководителя компании, осуществляющей проект;
  • дата создания бизнес -плана (его окончательного завершения);
  • наиболее значимые данные бизнес-плана, например, объем финансирования и срок реализации проекта.

Содержание меморандума о неразглашении или информации о конфиденциальности бизнес-плана

В меморандуме указывается, что данный (конкретный) бизнес-план предоставляется для ознакомления с целью принятия управленческого решения по представленному проекту. Также оговаривается, что, получая для ознакомления проект, получатель принимает на себя ответственность за сохранность информации и обязанность вернуть данную копию. При этом копировать данный документ и распространять, отдавать третьим лицам запрещается.

Это прямое указание на то, что нарушение авторских прав по отношению к данному бизнес-плану будет преследоваться по закону об авторском праве.

Раздел бизнес-плана "Краткое резюме"

Несмотря на то, что данный раздел в бизнес-плане находится в числе первых, заполнять его надо в самую последнюю очередь. Это объясняется тем, что информация в этом разделе является результатом полностью законченного и проверенного на эффективность внедрение  бизнес-плана.

Для того, чтобы составить резюме, необходимо знать последовательность его составления. если определить последовательность по пунктам, то резюме должно быть представлено следующим образом:

  • описание заявленного продукта или услуги;
  • описание целевой аудитории;
  • размер или объем выпущенного товара, оказанных услуг по указанному проекту  в количестве и суммовом выражении в течение года после запуска проекта;
  • сумма планируемых затрат и общий объем инвестиций в проект;
  • юридические и организационные аспекты;
  • количество необходимой рабочей силы в рамках инвестиционного проекта;
  • требования к рабочей силе в рамках бизнес-плана;
  • полный перечень источников субсидирования проекта и возможности субсидирования;
  • четко указанные сроки выхода на точку безубыточности и срок окупаемости.

На практике инвестор обращает внимание на раздел «Краткое резюме» в первую очередь.

Раздел «Краткое резюме» включает в себя основные показатели бизнес-плана:

  • общий доход за год с разбивкой на кварталы или по месяцам;
  • объем средств по результатам деятельности предприятия в рамках бизнес-плана и на конец года;
  • показатели рентабельности деятельности предприятия;
  • объем чистого дисконтированного дохода (ЧДД).

Описание проекта

В разделе «Описание проекта» отражаются основные аспекты бизнес-проекта:

  • основная суть проекта (обычным человеческим языком без специальных терминов);
  • основные мероприятия по достижении целей компании;
  • описание основных рисков в пути к достижению целей;
  • конкретные предложения для достижения прибыли в короткие сроки. Необходимо конкретизировать сроки реализации проекта и промежуточные сроки (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, год).

Описание проекта должно быть четким, ясным и кратным (не более 2-х страниц)

В этом же разделе необходимо описать результаты SWOT-анализа. Другими словами этот анализ называют анализом возможности и рисков.

Раздел 5 бизнес-плана "Описание ниши на рынке"

Данный раздел должен продемонстрировать состоятельность идеи бизнес-плана путем маркетингового исследования на рынке товаров и услуг.

Нишу на рынке можно описать несколькими показателями, характеризующих место выбранной ниши на рынке:

  • наименование схожего продукта (услуги), объем его продаж за определенный отрезок времени, например, за 3 месяца, полугодие, год, 5 лет и т.д.);
  • плановый темп роста ниши на рынке на которую претендует исполнитель;
  • информация о потенциальных и фактических конкурентах (наиболее детально);
  • тенденции и специфика ценовой политики на рынке;
  • отдельно необходимо выделить мелких игроков на рынке и стартаппов, описать их преимущества и недостатки;
  • оценка целевого потребителя продукта или услуги, его характеристики;
  • описание влияния наиболее ярких внешних факторов на рынок продукции (услуги), в том числе влияние общества, политики, экономики в целом, науки, экологии и т.д.);
  • описание перспективных аспектов ниши в выбранной исполнителем отрасли.

Раздел 6 бизнес - плана "Детальная информация о проекте"

Детальная информация о проекте раскрывается более подробно, чем в четвертом разделе. Более четко раскрывается степень готовности проекта к запуска и уровень достаточности ресурсов.

В 6 разделе бизнес-плана раскрывается:

  • наиболее важные или первостепенные цели проекта;
  • раскрывается детальная характеристика целевой аудитории;
  • раскрываются наиболее важные аспекты успеха на выбранном рынке (измеримые в каких-либо показателях);
  • описание продукта (подробное) с учетом того, что качество продукта должно быть изначально выше, чем качество аналогичных продуктов на действующем рынке;
  • для действующих предприятий раскрывается поэтапное производство продукции с указанием авторского права, наличия патентов и сертификатов соответствия;
  • описание компании;
  • общая сумма затрат с разбивкой на инвестиции по времени и объему каждого перечисления со стороны инвестора;
  • раскрытие плановых первичных затрат на построение управленческих структур и маркетинга на предприятии.

Раздел 7 "Маркетинговая стратегия"

Маркетинговая стратегия обязательно содержит результат анализа рынка продукции (услуг).

В маркетинговом плане указывается обязательно:

  • количественные показатели выпуска продукции и полностью вся товарная линейка данной продукции с раскрытием информации на графике. График должен содержать суммовые показатели, либо количественные и временные показатели, начиная с момента выпуска. Обязательно указывается момент 100% загрузки оборудования предприятия;
  • порядок улучшения продукции  в процессе развития предприятия;
  • описание упаковки товара и порядка ценообразования;
  • информация о системе закупок сырья и материалов и сбыта продукции;
  • раскрываются методы продвижения продукции целевой аудитории;
  • раскрываются измеримые показатели;
  • указывается наличие сервисного обслуживания готовой продукции в процессе эксплуатации (если имеется);
  • разработанные меры по контролю за выполнением маркетинговой стратегии.

Раздел 8 бизнес-плана "Производственный план"

Данный раздел бизнес-плана наиболее объемный, так как содержит информацию о процессе производства. В случае, если предприятие планирует исключительно продажу товаров, то данный пункт пропускается.

Производственный план начинается с описания помещения для производства, наличия оборудования с указанием изношенности оборудования.

В случае, если это абсолютно новое производство, то указывается объем необходимого оборудования с обоснованием для его закупки, указанием потенциальных поставщиков оборудования и цен на данное оборудование. Описываются технические параметры оборудования, стоимость и возможность покупки в лизинг.

С целью экономии вложений, необходимо продумать операции, которые могут быть выведены на аутсорсинг

Таким образом, производственный план будет содержать:

  • информацию о площадях;
  • количество и качество сырья и материалов;
  • затраты на выпуск каждой стадии производственного цикла.

Производственный план должен содержать все факторы, которые так или иначе оказывает влияние на стоимость конечного произведенного продукта.

Организационный план - 9 раздел бизнес-плана

Организационный план раскрывает вопросы найма работников для реализации проекта, распределения и перераспределения обязанностей среди работников предприятия,. Это актуально и на вновь создаваемом предприятии и на уже действующем. Данный раздел помогает оценить обеспеченность трудовыми ресурсами бизнес проекта.

Организационный план содержит следующую информацию:

  • фактический и юридический адрес предприятия;
  • уточнение организационно-правовой формы предприятия (ПАО,ООО,ИП и т.д.);
  • схема управления с указанием всех взаимосвязей между предприятием, подразделениями и отдельных работников;
  • должностные инструкции на каждой штатной единицы;
  • информация о учредителях и основных соучредителях;
  • руководящий состав предприятия, начиная с руководителя и его заместителей;
  • инструкции по коммуникациям со штатом;
  • актуальные вопросы снабжения администрации предприятия

Раздел 10 -Финансовый план

В данном разделе описываются все финансовые вопросы проекта:

  • состав капитала компании (инвестиции, займы, собственный капитал и т.д.);
  • отчет по плановым доходам и расходам;
  • денежный поток на предприятии в плановом периоде в виде таблицы;
  • расчет налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством;
  • баланс предприятия (плановый);
  • расчет срока окупаемости проекта;
  • расчет точки безубыточности;
  • чистый дисконтированный доход за период.

Раздел 11 - Риск -менеджмент

Раздел описывает все возможные риски и возможности защиты от наступления данных рисков.

Важным является выявление факторов, которые напрямую оказывают влияние на прибыль предприятия.

Риски для вновь открывающегося предприятия можно разделить на отраслевые, социальные, финансовые и другие.

В бизнес-плане необходимо:

  • указать все возможные риски;
  • раскрыть методы купирования рисков, а также методики по профилактике и устранению возможных проблем;
  • смоделировать ситуации с нулевым ростом предприятия и разработать регламент действия в этой ситуации;
  • указать вероятность получения нулевой прибыли.

Раздел 12 -Приложения к бизнес-плану

Это последняя часть бизнес-плана. Здесь размещаются таблицы расчетов, графики, крупные расчеты, аналитические таблицы, которые не вошли в основной текст бизнес-плана.

этот раздел не является обязательным, но может быть создан, если бизнес-план, его основная часть,из-за крупных объемов расчетов становится громоздкой.

Именно приложение содержит ссылки на различные внешние источники информации, на документы предприятия, например, на сайтах и т.д.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что составить бизнес-план довольно трудоемкое занятие. Однако, в результате расчетов выявляются все слабые стороны проекта и все риски, которые могут помешать реализации проекта.

Важным фактом является возможность сделать качественные исследования и провести плановые расчеты, что конкретизирует объемы инвестиций в бизнес-проект и позволяет грамотно рассчитать сроки бизнес-проекта.

тема бизнес-планирования может стать темой для научно-практической деятельности учеников.

Разработка бизнес-плана ПО "Нарат"

ПО «Нарат» реально действующее предприятие, основной деятельностью которого является производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Однако рынок сбыта предприятия ограничен, поэтому возникла необходимость расширения видов деятельности. На базе ПО «Нарат» было запланировано открытие антикафе, бизнес -план которого представлен на сайте.

Пошагово работа над бизнес-планом (до его оформления для инвесторов) представляет собой ряд маркетинговых исследований и расчетов показателей.

Необходимо определить цели и задачи бизнес-плана.

В первую очередь необходимо описать новый бизнес:

  • вид деятельности с уточнением кода бизнеса;
  • форма организации (отдельное предприятие или подразделение уже существующего предприятия). Если отдельное предприятие, то пишем: форму собственности, учредителей, место нахождения основного подразделения и производственных цехов или торговых точек), а также даем оценку эффективности деятельности действующего предприятия и оцениваем наличие ресурсов предприятия, которые могут быть направлены на открытие нового бизнеса;
  • исследуем место расположения («соседей», «потенциальные покупатели, потенциальные поставщики основного сырья и материалов, транспортные связи с другими районами и регионами и т.д.);
  • оценить риски;
  • проводим оценку влияния внешних и внутренних факторов на новое подразделение.

Ссылки на отдельные части бизнес-плана антикафе на базе ПО "Нарат"

Описание бизнеса на начальном этапе разработки бизнес-плана ПО «Нарат»

Планирование выручки новой деятельности предприятия.

Выручка планируется на начальном этапе (на первый год) очень подробно: по неделям, месяцам. На второй т третий год обычно уже планирование осуществляется по кварталам. В случае, если проект долгосрочный, то далее планирование может осуществляться по годам. Однако, в существующей действительности, чаще всего планируется первые три года.

Планирование расходов предприятия с целью расчета прибыли нового вида деятельности.

Расчет необходимых инвестиций и планирование движение денежных средств.

Расчет экономической эффективности предприятия в плановом периоде с учетом разработанного бизнес-плана новой деятельности.

Пример выводов в работе по бизнес-планированию.