Беседа. Психологические требования к беседе.

21.08.2021 0 Автор : Марина Николаевна
Беседа. Психологические требования к беседе.

Любая беседа имеет под собой психологическую составляющую, которая присутствует на любом этапе беседы. Оба собеседника во время беседы, как правило, преследуют определенную цель, поэтому беседа требует подготовки.  

Рассмотрим порядок подготовки к беседе в таблице 1.

Таблица 1 — Порядок подготовки беседы

В контакт вступить можно, используя:

  • вопросы, поддерживающие беседу, интересные собеседнику, и заинтересоваться собеседника этим;
  • с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.

Нельзя начинать беседу с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания, поэтом необходимо:

  • вникнуть в то, что собеседника интересует;
  • взглянуть на мир его глазами, почувствовать его чувствами;
  • в случае пассивности собеседника необходимо быстро выявить причину пассивности (начали с неудачного вопроса, спросили невпопад, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место…);
  • необходимо исправить ошибку, для этого необходимо быть постоянно внимательным.

Только в атмосфере доверия, собеседник начнет раскрываться во время беседы. Атмосферу доверия можно создать следующим образом:

  • собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
  • при тесном контакте возникает потребность поде­литься сокровенными мыслями чувствами, довериться;
  • контакту способствует собственное «раскрытие», до­верительный рассказ о себе.

     Обстановка для беседы может быть: 

  • благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната);
  • неблагоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность — беспокойство, тревога).

Во время беседы надо постоянно владеть собой и быть тактичным, что означает, что необходимо постоянно поддерживать обстановку взаимного доверия, нельзя обнаруживать признаков властности, никогда не упрекайте собеседника в чем –либо и применяйте другие приемы.

1) за особенностями речевого поведения собеседника:

  • точностью формулируемых мыслей,
  • оговорками, недомолвками;
  • желанием уйти от ответа;
  • паузами;

2) за эмоциональными реакциями:

  • тембром голоса, интонацией;
  • мимикой, жестами и др.;

3) за срабатыванием механизма так называемой психоло­гической защиты (затронуто достоинство, самоуважение).

1) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в кос­венной форме);

2) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения (например: «Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);

3) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;

4) слушать доверительно, показывая это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, накло­ненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услы­шать максимально доверительно все;

5) давать возможность собеседнику высказаться, не то­ропить его: необходимо помочь собеседнику освободиться от возможных страхов,  одобрить точность высказанных мыслей;

6) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

  • помощи высказаться;
  • помощи освободиться от возможных страхов;
  • одобрения точности высказанных мыслей;

7) не должно быть причин, по которым можно преры­вать собеседника (волнение, импульсивность, несущест­венность высказываний, незначительность деталей, отсут­ствие полезной информации и т.д.):

  • собеседник всегда говорит о значимых для него ве­щах;
  • при прерывании беседы утрачивается контакт и важная информация может быть утеряна;
  • нужно быть готовым к длительному ведению беседы;

8) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согла­ситесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.

В беседу можно вставлять контрольные вопросы или альтернативные вопросы, отвечая утвердительно на них, собеседник подчеркивает объективность предыдущих ответов.

По окончании беседы с целью контроля достижения целей, можно провести анализ беседы или сделать вывод, в котором прозвучат все достигнутые договоренности, а собеседник подтверждает вывод положительной реакцией, словами. Возможно уточнение позиции собеседника.

В конце беседы все собеседники должны быть уверены, что цели беседы достигнуты или должны быть уточнения, какие именно цели беседы достигнуты. 

Беседа как метод неотрывна от беседы как способа человеческого общения. Поэтому квалифицированное применение беседы немыслимо без фундаментальных обще- и социально-психологических знаний, навыков общения, коммуникативной компетентности.

Поскольку любое общение невозможно без восприятия людьми друг друга и без осознания ими своего «Я», постольку метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего).