Финансовая отчетность как база для экономического анализа

11.09.2022 0 Автор : Марина Николаевна
Финансовая отчетность как база для экономического анализа

Финансовая отчетность предприятия — база для экономического анализа. Именно из финансовой отчетности аналитики берут информацию для оценки финансового состояния предприятия и оценки перспектив его развития.

Понятие финансовой отчетности и ее состав (база для экономического анализа)

Финансовая отчетность предприятия является источником для анализа финансового состояния предприятия. В зависимости от того, какая информация финансовой отчетности доступна и насколько доступна расшифровка отдельных строк баланса и Отчета о финансовых результатах зависит и возможности экономиста, проводящего анализ финансовой отчетности.

По данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах можно провести анализ:

  •  имущественного положения предприятия;
  • анализ показателей рентабельности;
  • анализ показателей финансовой устойчивости;
  • анализ показателей деловой активности.

По итогу рассчитанных показателей можно сделать вывод о финансовом состоянии предприятия в целом. Однако, для более глубоких выводов о причинах существующего финансового состояния предприятия, проводится факторный анализ уже рассчитанных показателей.

Рассмотрим кратко порядок формирования бухгалтерского баланса для понимания процесса анализа имущественного положения предприятия и структуру бухгалтерского баланса.

Структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс – это форма финансовой отчетности предприятия в виде таблицы, которая позволяет оценить имущественное положение предприятия на дату составления баланса.

Баланс предприятия состоит из двух сторон:

  • актив;
  • пассив.

Основной особенностью бухгалтерского баланса является то, что итог баланса (валюта баланса) как в активе, так и в пассиве совпадает.

Актив баланса – имущество и обязательства, которыми владеет предприятие на момент составления баланса.
Пассив баланса – источники имущества предприятия, т.е. за счет каких средств имущество предприятия приобреталось.
Каждому рублю актива соответствует рубль пассива.

Каждая сторона бухгалтерского баланса делится на разделы.
В активе два раздела:

  • внеоборотные активы;
  • оборотные активы;
    В пассиве – три раздела:
  • капитал и резервы;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

Каждый раздел имеет свой итог. Сумма итогов разделов активов равна сумме итогов разделов пассива и называется валютой баланса.

Актив баланса

Рассмотрим форму бухгалтерского баланса, утвержденного приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н

Баланс оформляется в тысячах рублей (миллионах рублей).

Шапка баланса позволяет считать сведения о предприятии, в том числе сведения о принадлежности к определенной отрасли, местонахождения предприятия и места регистрации.

Бухгалтерский баланс

Каждая строка баланса формируется исходя из сальдо счетов бухгалтерского учета (остатков по каждому отдельному счету). Например, по строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» указываются остатки на конец отчетного периода со счетов «Касса», «Расчетный счет», «Валютный счет», «Специальные счета в банках», «Денежные документы» и других в одной сумме.

Пассив баланса

Пассив баланса

Одновременно с активом формируется и пассив по такому же принципу. 

Основой для формирования бухгалтерского баланса являются данные бухгалтерского учета на предприятии и один из основных принципов ведения бухгалтерского учета «двойная запись».

Двойная запись (пояснение)

Рассмотрим, как работает в бухгалтерии предприятия принцип двойной записи.

Принцип двойной записи звучит следующим образом: одно и тоже число на счетах бухгалтерского учета отражается как в дебете, так и в кредите.

Этот принцип обеспечивает сопоставимость данных между имуществом и источниками их финансирования.

Например, предприятие покупает тумбочки 8 штук по цене 1200 руб. на общую сумму  9600 руб. без НДС.

Сначала предприятие выписывает счет и оплачивает его с расчетного счета.

В результате этой операции списываются средства с расчетного счета в размере 9600 руб (Кредит счета 51) и образуется дебиторская задолженность, которую показывают бухгалтера по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками» по каждому конкретному поставщику.

Затем на склад предприятия приходят тумбочки. При этом увеличивается имущество предприятия на сумму 9600 (дебет счета 10 «Сырье и материалы» соответствующий субсчет») и покрывается дебиторская задолженность, т.е. запись делается по дебету на счете 60 «Расчеты с поставщиками».

Схематически эти операции будут выглядеть следующим образом в оборотно-сальдовой ведомости:

В результате в балансе предприятия будет отражено в активе по строке «Запасы» 10 тыс. руб. и по статье «Краткосрочная кредиторская задолженность» 10 тыс. руб. То есть актив баланса будет равен активу.

На предприятии происходит за отчетный период множество операций и по итогам составляется годовой бухгалтерский баланс, в котором актив обязательно равен пассиву.

Разделы бухгалтерского баланса

Раздел I «Внеоборотные активы» — это имущество предприятия, которое свою стоимость переносит на финансовый результат в течение длительного времени путем начисления амортизации, а также долгосрочные доходные вложения.

Раздел II «Оборотные активы» — это имущество и обязательства предприятия, которые переносят свою стоимость на финансовый результат за один оборот.

Раздел III «Капитал и резервы»  — отражает размер собственного капитала, в том числе размер нераспределённой прибыли предприятия нарастающим итогом из года в год и уставный капитал предприятия, размер которого фиксируется в учредительных документах.

Раздел IV «Долгосрочные обязательства» — отражает размер кредитов и займов по долгосрочным договорам (на срок не менее 1 года) и отложенные налоговые и оценочные обязательства (связано с налоговым учетом в соответствии с действующим законодательством).

Раздел V «Краткосрочные обязательства» — это обязательства, которые носят текущий характер. В состав краткосрочных обязательств входят кредиты и займы краткосрочные на договорной основе и кредиторская задолженность предприятия перед различными контрагентами (поставщики, покупатели, бюджет, внебюджетные организации, работники предприятия и т.д.).

Итог баланса предприятия – валюта баланса.

Отчет о финансовых результатах (база для экономического анализа)

Форма Отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:

Отчет о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах формируется на предприятия исходя из оборотов счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Это значит, что порядок формирования отчета о финансовых результатах также подчиняется основным принципам ведения бухгалтерского учета.

При формировании финансовой отчетности в форме бухгалтерского баланса предприятия отражаются остатки по строкам за три отчетных периода, а в форме отчета о финансовых результатах – за два последних года. Это позволяет рассчитывать среднегодовые остатки по каждой строке бухгалтерского баланса и проводить сравнения остатков по каждой строке бухгалтерского баланса за несколько лет.

Информация по анализу финансовой отчетности можно посмотреть по ссылке.